~ Шевелев А. Универсальный солдат

12.08.2009

Разнообразие мушек поражает с самого начала, стоит лишь полистать несколько журналов, а если открыть любой каталог, то и голова закружится. Все мои друзья - нахлыстовики уже сделали свой выбор и в большинстве случаев начинают с мушек, связанных в стиле «парашют», Я постараюсь вас убедить, что более универсальной мушки просто нет. Есть более уловистые мушки, но каждой угото­вано свое время и место. Речь же пойдет о так на­зываемом «разведчике».

Начнем по порядку. Что же нам советуют самые известные нахлыстовики при выборе мушки. Раз­говор будет вестись исключительно о сухих муш­ках, так как начинать ловлю с нимфы или мокрой мушки, на мой взгляд, просто неразумно, посколь­ку такой выбор требует уже более осознанного применения.

Попробуем для начала упрощенно классифициро­вать сухие мушки. Хотя занятие это при нынешнем разнообразии приманок неблагодарное, но можно постараться.

1. Классические сухие мушки с ершиком. Эти муш­ки могут вязаться как с крылышками, направлен­ными вверх или назад, так и без них. Их всех объе­диняет одно - при правильной презентации муш­ки ершик находится перпендикулярно поверхно­сти воды и опирается на нее только кончиками.

2.  «Пальмеры» - мушки, у которых обмотка пе­тушиным пером идет вдоль всего тела. Эти муш­ки также могут иметь крылышки.

3.  No Hackle - мушки, которые вообще не имеют ершика, а вот присутствие крылышек в них обя­зательно.

4.  «Парашюты» - эти мушки удерживаются на поверхности воды за счет ершика, расположенно­го параллельно ее поверхности.

5.   Terrestrial - под этим термином скрываются мушки, имитирующие различных жуков, муравьев и т. д. Плавучесть им обеспечивает довольно объ­емное тело, в которое часто включаются мате­риалы с высокой плавучестью.

В эти пять групп можно уместить почти все (правда, некоторые с натяжкой) сухие мушки, которые вы встречаете в каталогах, на страницах журналов и книг. Классификация эта условна и исходит из то­го, что именно придает мушке повышенную плаву­честь и каким способом. Чем же нам советуют ру­ководствоваться при выборе сухой мушки самые известные нахлыстовики?

1.  Размером.

2.  «Отпечатком на воде», то есть следом на воде от мушки, который видит рыба.

3.  Плавучестью (если она требуется).

4.  Цветом мушки.

5.  Углом посадки, то есть положением, которое занимает мушка относительно поверхности воды.

6.  Пропорциями отдельных элементов мушки.

7.  Свойствами материалов, используемых для вязания мушки.

8.  Видимостью мушки для рыболова.

Почему «парашюты» будут самыми универсальными из всех? Я со­ставил для себя таблицу пригодности тех или иных мушек для раз­личных ситуаций, встречающихся у начинающих и опытных нахлыстовиков при проводке мушки.

Большинство позиций в равной степени относится ко всем муш­кам, за несколькими исключениями. Действительно, размер, цвет, используемые материалы и пропорции могут меняться вне зависи­мости от того, в каком стиле связана мушка. А вот для некоторых позиций большое значение имеет выбор стиля вязания мушки. «Отпечаток на воде» и угол посадки мушки зависят от того, какое насекомое и в какой стадии развития должна имитировать ваша приманка. Здесь все зависит от конкретного образца, и ваш выбор может пасть на мушки, которые будут связаны в разных стилях. То­гда решающим в выборе будет ваше знание свойств той или иной мушки. Сейчас же мы говорим о том, какая мушка, то есть в каком стиле связанная, будет играть роль «универсального солдата» в ва­шей коробке. Все оценки сделаны по 5-балльной шкале.

Для этой таблицы я выбрал самых ярких представи­телей каждой группы, поэтому все данные в табли­це усредненные и возможны исключения, но обо всем по порядку. Рассмотрим, почему «парашюты» будут самыми универсальными. Начнем с привод­нения. Обычной ошибкой при забросе является из­лишне жесткая посадка мушки либо посадка при не развернувшемся подлеске. «Классика» и No Hackle при этом принимают совершенно непредсказуемые положения на поверхности, а подчас и пробивают пленку. Хотя имеются исключения. Мушки с кры­лышком из CDC в большинстве случаев займут пра­вильное положение, так как именно крылышко яв­ляется элементом, обеспечивающим плавучесть мушки. «Парашюты», «пальмеры» и мушки, имити­рующие жуков, имеют в этой ситуации явное пре­имущество. Даже если «парашют» завалился на бок, достаточно легкого подтягивания шнура, и мушка занимает рабочее положение. У мушек, имитирующих жуков, есть только один недостаток - при приводнении загибом крючка вверх их очень трудно перевести в рабочее положение, но за счет высокой плавучести они хорошо держатся на воде. Если возникла необходимость провести мушку так, чтобы она оставила след на поверхности воды, то «классика» ведет себя непредсказуемо, a No Hackle просто зарываются в воду. Не подходят для такой проводки и мушки Terrestrial, поскольку за счет объемного тела они гонят перед собой волну. На мой взгляд, след, оставляемый мушкой, привле­кает любую рыбу. Именно такие следы оставляют бегущие по воде взрослые особи ручейника. «Па­рашют» здесь явный лидер. Если мушка правильно связана (об этом ниже), она просто выходит на «глиссирование», оставляя за собой небольшие усы на поверхности воды. Под водой на «классику» и No Hackle рыба реагирует более охотно, так как они в большей степени, особенно последние, ими­тируют погибших насекомых. В следующей номи­нации - видимость мушки на поверхности воды - также лидирует «парашют», его белую или любого другого цвета «кисточку» хорошо видно на рас­стоянии даже 25 м. Иногда такой индикатор вклю­чают в «пальмеры» и Terrestrial, поэтому я им дал высокую оценку, но если здесь этот элемент добав­ляется специально, то в «парашютах» он обязате­лен и крупнее, так как имитирует крылышки насе­комого. При «классическом» вязании мушек кры­лышки иногда делают из яркой синтетики, но при этом нарушается баланс мушки и она заваливается вперед. В своей статье «Берите больше «парашю­тов» (журнал «Fly Fishing and Fly Tying») Оливер Эд­вардс подчеркивает, что при ловле хариуса высоко посаженные крылья имеют большее значение, чем при ловле форели. Исходя из этого, он делает свой выбор в пользу «парашютов», сравнивая их с «классическими» мушками. Сравнивая крылышки традиционных сухих мушек, сделанные из маховых перьев утки или других птиц, с крылышками из син­тетических волокон, Оливер Эдвардс однозначно отдает свое предпочтение последним и подчерки­вает, что для крылышек из синтетики лучшим сти­лем вязания будет «парашют». При вязании имитаций конкретных насекомых «парашюты» несколько проигрывают, так как ножки, расположенные перпендикулярно поверхности воды, выглядят более естественно. Хотя в моем любимом стиле можно свя­зать достаточно много реалистичных мушек, мы сейчас говорим об усредненных представителях каждой группы. Мушки в стиле «пара­шют» являются неким средним арифметическим таких стадий раз­вития: дрейфуя на поверхности воды, мушка имитирует одновре­менно и взрослую поденку, сушащую крылышки, и стадию появле­ния из нимфы, а про имитацию ручейника, бегущего по поверхности воды, я уже говорил.

Итак, подведем итог: «парашюты» имеют больше преимуществ, чем недостатков. Можно привести еще несколько причин, определяющих мой выбор. «Зацепистость» их намного выше, так как жало открыто, в отличие от «классики» и «пальмеров». Много раз после промаха ха­риуса по «парашюту» рыба все-таки засекалась, и я вынимал крючок изо лба или щеки рыбы. При ловле на другие мушки такие случаи бы­ли единичны. Надеюсь, мои доводы при выборе самой универсаль­ной мушки оказались для вас достаточными, и теперь перейдем к рассмотрению особенностей вязания «парашютов».

«Парашюты» можно разделить на несколько групп по одному про­стому признаку - расположение крючка относительно пленки воды или мушки. Наиболее часто встречаются и используются мушки с расположением тела и крючка параллельно поверхности воды. Да­лее можно выделить мушек с удлиненным телом. Эти мушки отлично имитируют взрослых поденок, но по универсальности проигрывают первой группе. За ними следуют «парашюты» с телом и крючком, находящимися под пленкой воды. Эти мушки скорее имитируют ста­дию появления на свет взрослого насекомого, чем его самого, но по стилю вязания это все те же «парашюты». Особняком стоят мушки, в которых тело полностью сделано независимо от крючка, и «пара­шюты», связанные в стиле Backling (фото 9). О последних хотелось бы рассказать подробнее. Суть этого метода заключается в способе формирования ершика. В мушках, связанных в традиционном стиле «парашют», он формируется путем обматывания пера вокруг крыла. Стиль Backling подразумевает обмотку пера петуха вокруг собствен­ной ости. Происходит это следующим образом:

а) очищенную на пару сантиметров от бородок ость пера петуха закрепляют перпендикулярно цевью так, чтобы неочищенная часть была направлена в сторону загиба крючка (фото 7);

б) делают несколько оборотов пером вокруг очищенной части ос­ти и закрепляют его у головки. Получается подобие парашюта, где роль крыла, вокруг которого формируется ершик, выполняет ость пера, после чего она также загибается к колечку и закрепляется монтажной нитью (фото 8).

Этот способ наматывания ершика идеально подойдет для мушек, имитирующих погибших насекомых. Для этого достаточно доба­вить в вышеописанную мушку крылышки, закрепленные в стиле Spent. Можно выделить еще несколько групп, но это будут не та­кие яркие представители этого семейства. Теперь стоит рассказать, из каких частей может состоять «пара­шют». Начиная рассказ об элементах мушек, я буду останавли­ваться на материалах, применяемых в них.

Крючок. В зависимости от типа мушки могут применяться разные крючки. Единственное общее требование - проволока, из кото­рой они сделаны, должна быть тонкая. Я обычно применяю ТМС 5230 для стандартных «парашютов», но в последнее время стал отдавать предпочтение крючкам с коротким цевьем (ТМС 508) для мелких мушек, при этом общий размер мушки не увеличивает­ся, а вот «зацепистость» выше. Для мушек, связанных с удлинен­ным телом, и суспендеров используются так называемые горбатые крючки типа ТМС 2487 или Kamasan B100, хотя выбор формы це­вья в большей степени зависит от вкусов вязальщика. Например, я часто для суспендеров использую переделанные крючки ТМС 2312, так как при доработке они очень похожи на Partridge GRS15ST, которые специально выпускаются для вязания мушек ти­па Klinkhamer Special. Размер крючка может колебаться от № 10 до № 20, в зависимости от конкретного образца.

Хвостик. Обычно этот элемент мушки делается из бородок шей­ного пера петуха, взятых с боков скальпа. Очень часто их заменя­ют синтетическими волокнами Microfibetts. Они более удобны в работе. Также можно применять и остевые волоски меха разных животных. Единственное условие - не чрезмерная их жесткость и ломкость. У мушек с удлиненным телом, связанным из меха ло­ся, роль хвостиков играют отдельные волоски меха этого же жи­вотного. Длина хвостика в «классическом» варианте равна длине тела мушки, а привязывать хвостик можно одним или двумя пучками. В последнем случае мушка имеет лучший ба­ланс и, кроме того, при этом отлично имитируются хвостовые придатки поденки. Хвостик может от­сутствовать на некоторых образцах, таких, как зна­менитый Klinkhamer Special (фото 6). Эту мушку можно смело отнести к «парашютам», хотя она не является в чистом виде сухой, а относится скорее к суспендерам - по своему положению относи­тельно поверхности воды. Обычный «парашют» можно использовать, так же как и Klinkhamer Special, предварительно смочив тело слюной, а ер­шик и крылышко смазав флотантом. В этом случае тело мушки будет не над поверхностной пленкой, а под ней, имитируя процесс вылупления, но на бо­лее поздней стадии, чем та, которую имитирует суспендер. Если «парашют» предполагается использовать таким способом, я рекомендую сделать хвостик мушки из пучка окрашенных в натураль­ные цвета волокон Antron. Такой хвостик прекрас­но имитирует шкурку, сброшенную взрослым насе­комым при появлении на свет.

Тело. Может быть изготовлено из разных материа­лов и в разном стиле. На стандартных образцах его вяжут из даббинга. При этом лучше применять даббинг Superfine, изготавливая мушки на крючках от № 14 и меньше, и даббинг из кролика для крючков № 12 и больше. Хотя применение того или иного даббинга - это личное пристрастие каждого вязальщика. Особо надо обратить внимание на вере­тенообразную форму тела мушки. Многие вязаль­щики подчеркивают это особо. Очень высокой пла­вучестью и неповторимым реализмом обладает те­ло, сделанное из бородки хвостового пера павлина, предварительно очищенной от ворсинок, или ости пера петуха, очищенной от бородок. Этот стиль вязания тела еще называют Quill. Одной из самых уловистых моих мушек является «парашют», у кото­рого тело связано в стиле Royal (фото 10). Вообще многими давно замечено, что все мушки можно разделить на имитации конкретных насекомых и просто провоцирующие. Я всегда имею в коро­бочке и те и другие. Яркие провоцирующие мушки отлично подходят для разведки боем. Хариус всегда проявит себя при виде такой приманки, а вот возьмет ее или нет - все зависит от его настроения. Если не возьмет, то вступает в бой весь арсе­нал других мушек. Одной из таких мушек может стать «парашют» с удлиненным телом (фото 11). Для тела таких мушек использует­ся мех лося или оленя. Очень удобными в использовании, но не­оправданно дорогими являются заготовки для удлиненного тела мушки (они идут сразу с хвостиками), изготавливаемые различны­ми фирмами. Для Klinkhamer Special я попробовал делать тело из скрученных между собой бородок хвостового пера фазана и полу­чил великолепные результаты (фото 12). У известного английско­го вязальщика Стива Торнтона (Stieve Thornton) также любимой мушкой является суспендер, связанный в стиле «парашют», тело которого изготовлено из бородки пера кондора. Вообще поле для экспериментов здесь огромное. Хотелось бы сделать одно замеча­ние. При вязании тела надо особое внимание обращать на его цвет, вплоть до оттенка, который играет очень важную роль в мушке. Например, в результате экспериментов я нашел, что для хариуса на одной реке предпочтительней будет цвет даббинга Rusty Brown, а на другой - March Brown.

Грудка. Очень сильно выделяется в силуэте мушки. Известные вязальщики уделяют этой части мушки большое значение. Еще Ханс ван Клинкен (Hans van Klinken) обращал на это внимание при создании своего суспендера. Но я хотел бы сделать здесь од­но замечание. Если вязать тело веретенообразной формы и не вы­делять грудку другим цветом, то ее можно не вязать вообще, утол­щение в силуэте будет и так. Но если вы будете использовать для грудки материал другого цвета и фактуры, то сделайте ее контрастной. Одним из хитов прошедшего лета стала мушка ППП (фото 13), у которой сделан акцент на цвет грудки. Изготавливать эту часть можно из даббинга или пера павлина. На некоторых мушках его делают из синтетических материалов с высокой плавучестью, а у мушек с удлиненным телом, сделанным из меха лося, из того же материала, что и тело.

Крылышки. Вообще было бы правильно назвать крылышко, так как в 90% случаев вяжется одно крылышко, на котором рас­положен ершик. Крылышко большинства «парашютов» изготов­лено из синтетических волокон, хотя также используются мех с лапы зайца, мех лося, косули, оленя, перья различных птиц. Иногда используются вспененные материалы. И те и другие име­ют свои преимущества и недостатки. Вспененные материалы об­ладают высокой плавучестью, но вместе с тем, на мой взгляд, увеличивают лобовое сопротивление мушки при забросе. Раз­личные волокнистые материалы более универсальны. Об этом я хотел бы рассказать подробнее. Каждый из представленных на рынке материалов обладает определенным набором свойств, ко­торые должен знать вязальщик. Наиболее распространенной синтетикой является Antron и полипропилен (Poly Yarn). Послед­ний материал наиболее часто применяется для изготовления крылышка «парашютов», так как обладает высокой плавучестью. Здесь стоит сказать и о таком материале, как Z-Lon. Эта синтети­ка более жесткая, чем полипропилен, и позволяет делать кры­лышко в стиле «лезвие», то есть плоским и довольно высоким. Получается довольно реалистичная мушка, и, что самое главное, крыло практически не имеет лобового сопротивления при за­бросе. Здесь стоит отметить только один минус - небольшой пучок Z-Lon не добавляет плавучести мушке. Оливер Эдвардс советует использовать эти два материала совместно, изменяя пропорции в зависимости от требуемого результата. Кроме этого, он предлагает свой способ формирования крыла в стиле «лезвие» (фото 14) из Poly Yarn, который заключается в про­питывании нижней части крылышка бесцветным лаком, что, несомненно, придаст ему требуемую форму и жесткость. Быть может, я и сейчас ис­пользовал бы его советы, но еще в начале пости­жения искусства вязания мушек мне в руки попал чудо-материал Aero Dry Wing. Это новое поколе­ние полого полипропилена. Новый материал был в 1,5 раза легче воды, абсолютно не намокал и придавал мушке высокие плавающие свойства, а его умеренная мягкость помогала формировать крылышко любой формы. Тонкие волокна Aero Dry Wing удерживали между собой пузырьки воздуха, и мушка всплывала на перекате, как подводная лодка, даже после того, как ее несколько раз захлестнуло водой. Этот материал просто сверкает на поверхности воды от солнечных лучей, и белую кисточку «парашюта» легко разглядеть с 30 м. Поэтому я сде­лал для себя однозначный выбор в материалах для крылышек и рекомендую его вам. Aero Dry Wing состоит из 4 пучков, которые легко отделяются друг от друга при разматывании. Я при­меняю способ привязывания крылышка, описанный Евгением Боксером в журнале «Рыболов Elite». Для крылышка мушки, связанной на крючке № 16, я бе­ру две пряди Aero Dry Wing, 4 пряди - для крючка № 14 и 6 прядей - для крючка № 12. На мой взгляд, это оптимальное число прядей при формировании обычного крылышка «парашюта». Если вы хотите формировать его в стиле «лезвие», то число прядей надо уменьшить в 2 раза и пропитать низ крылышка про­зрачным лаком. Эту процедуру советую делать перед привязы­ванием ершика и при этом кап­нуть немного клея на место привязывания крылышка к крючку, что значительно укрепит мушку.

Ершик. Наравне с крылышком это самая важная часть мушки. Собственно, их сочетание и дало название описываемому стилю вязания. Если не учитывать стиль Backling, то ершик всегда наматы­вается вокруг крылышка. Материалом для него ча­ше всего служат перья петуха из скальпа или сед­ла. Между ними есть небольшое отличие в качест­ве. В перьях из скальпа бородки более жестко при­креплены к ости, и ершик лучше противостоит внешним воздействиям, таким, как поклевка. Хотя это различие незначительное, я бы советовал для изготовления качественных мушек использовать все-таки перо из скальпа, нежели из седла, хотя это значительно удорожает мушку. Покупая скальп, вы имеете под рукой перья различных раз­меров, но при постоянном использовании крючков одного и того же номера вы вскоре заметите на скальпе залысины. Седло петуха, в противополож­ность этому, рассчитано на длительное использо­вание для двух-трех номеров крючков. Поэтому выбор остается за вами.

Существует один маленький, но важный момент в том случае, если вы будете использовать мушку для «бороздящей» проводки. У любого пера есть тыльная, более матовая сторона. Если перо закре­пить так, что лицевая сторона пера будет снизу, со стороны цевья, то после намотки ершика бород­ки будут направлены немного вверх и создадут как бы лопасть, выталкивающую мушку на поверхность. Такая форма ершика также дает свои плюсы при ис­пользовании «парашюта» в качестве суспендера. И наоборот, если вы привяжете перо лицевой сто­роной вверх, то бородки ершика будут направлены вниз и это обеспечит более высокую посадку муш­ки относительно пленки воды (фото 15).

Я рассказал только об основных частях мушки, свя­занной в стиле «парашют», и о некоторых образ­цах. В зависимости от конкретной мушки в нее мо­гут быть добавлены ножки из различных материа­лов (например, у кузнечиков), дополнительное крылышко (ручейники, кузнечики) и даже обмотка типа «пальмер» по телу (как у мушек Ханса ван Клинкена из серии Fragile darters). Интересной идеей является добавление в суспендер ножек из CDC, что, несомненно, оживит мушку, плывущую вниз по течению. Вообще тяжело рассказать в ста­тье о секретах целого стиля вязания, она должна стать только толчком к экспериментам. У компози­тора всего семь нот, но сколько прекрасной музыки мы слышим. Мы имеем под рукой сотни различных материалов, и их комбинации позволяют вязать по­истине уловистые мушки. В стиле «парашют» мож­но связать любую мушку, изготовленную в традици­онном стиле. Неслучайно в любом каталоге вы най­дете образцы с одним названием, но выполненные в различных стилях. Все зависит от веры вязальщи­ка в определенную мушку. У меня и моих друзей эта вера есть, попробуйте обрести и вы ее.

 

Black Olive.

 

Крючок: № 12 – 16

Монтажная нить: оливковая

Крылышки: сегменты маховых крыльев утки

Хвостик: пучок бородок петушиного пера черно­го цвета

Тело: синтетический или натуральный даббинг оливкового цвета

Ножки: черное петушиное перо

 

Griffiths Gnat.

 

Крючок: № 12 - 20

Монтажная нить: коричневая

Ножки: петушиное перо цвета гризли, намотанное в стиле «пальмер»

Тело: бородки хвостового пера павлина

  

No Hackle.

  

Крючок: № 16 - 20

Монтажная нить: коричневая

Хвостик: волокна Microfibetts

Тело: синтетический или натуральный даббинг оливкового цвета

Крылышки: сегменты маховых крыльев утки

 

Коричневый «парашют».

  

Крючок: № 12 - 16

Монтажная нить: коричневая

Крылышко: Aero Dry Wing

Хвостик: пучок бородок петушиного пера корич­невого цвета или волокна Microfibetts

Тело: синтетический или натуральный даббинг коричневого цвета

Ножки: коричневое петушиное перо

  

«Жук».

  

Крючок: № 12 - 16

Монтажная нить: черная

Зачатки крыльев: коричневый пенополиуретан (Foam)

Тело: натуральный даббинг оливкового цвета

Ножки: волоски лосиного меха

Головка: черный пенополиуретан

  

Olive Klinkhamer Special.

  

Крючок: № 8 - 16

Монтажная нить: оливковая

Крылышко: Aero Dry Wing

Тело: синтетический даббинг оливкового цвета

Грудка: бородки хвостового пера павлина

Ножки: петушиное перо цвета гризли

 

Royal «парашют».

 

Крючок: № 12 - 16

Монтажная нить: коричневая

Крылышко: Aero Dry Wing

Хвостик: пучок бородок петушиного пера корич­невого цвета или волокна Microfibetts

Тело: состоит из трех частей. В начале и конце не­сколько оборотов из бородок хвостового пера павлина, посередине красный шелк

Ножки: коричневое петушиное перо

 

Green Drake «парашют».

 

Крючок: № 12 - 16

Монтажная нить: оливковая

Крылышко: Aero Dry Wing

Тело и грудка: волоски меха лося оливкового цвета, связанные в пучок

Хвостик: волоски меха лося оливкового цвета

Ножки: оливковое петушиное перо

 

Pheasant Suspender.

 

Крючок: № 8 - 16

Монтажная нить: коричневая

Крылышко: Aero Dry Wing

Тело: скрученный пучок бородок хвостового пера фазана

Грудка: бородки хвостового пера павлина

Ножки: коричневое петушиное перо

 

Мушка с крылом «лезвие».

 

Крючок: № 8 - 16

Монтажная нить: коричневая

Крылышко: Aero Dry Wing, привязанное в стиле «лезвие»

Тело: несколько бородок с пера кондора

Ножки: волокна CDC и коричневое петушиное перо

 

Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Нахлыст"